Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 80.72 94.51

Дежавю на антиалкогольном поприще

Дежавю французский термин, означающий уже виденное, и описывает феномен, при котором человек испытывает острое чувство, что он уже переживал незнакомое ему событие.



Выстрелили себе в ногу



Чувство дежавю у автора этих строк возникло после того, как наши краевые власти в очередной раз приняли судьбоносные решения на законодательном уровне о сокращении времени продажи алкогольной продукции в магазинах и их сокращения в целом. Всё это уже было и много раз. Ну вот, теперь с удовлетворением можно наблюдать, как по телевизору члены комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом с придыханием докладывают общественности - на сколько единиц сократилось магазинов, продающих алкоголь, на тысячу жителей нашего края и на сколько часов меньше идёт торговля зелёным змием. На дуще становится легко и приятно.



Но вот слово берёт кто-нибудь из докторов, причастных к практической борьбе с этим злом через наркологические диспансеры и с горечью сообщает: пьянства в крае, особенно в сельской местности, меньше не становится. На душу населения приходится 10 литров выпитого алкоголя, что значительно опережает средний показатель по всей стране. Становится горько и тревожно, поскольку сокращение количества магазинов и винных полок на душу населения не приводит к сокращению количества выпитого алкоголя на ту же душу населения. Неужели авторы нового закона об ограничении продажи алкоголя через сокращение алкогольных точек чего-то не просчитали? Конечно, не гоже продавать спиртное рядом со школами, детскими садами и культурными заведениями, но решили позакрывать магазины скопом. Чего же добились?



Автор этих строк, например, проживает в районе площади декабристов и определённо может сказать: страждущим выпить от этого ограничения не холодно и не жарко. Всё ограничение состоит в том, чтобы пройти с квартал или полквартала подальше до заветной винной полки. Но тогда зачем весь этот сыр-бор и бодрые отчёты чиновников как бы о выполненном долге по борьбе с пьянством? Единственный результат это сокращение налогов в бюджет. Те магазины, которые закрыли, продавали не только алкоголь, но и иную продукцию в виде конфет, соков, кондитерских изделий и проч., платили налоги и в различные фонды из выручки. Похоже, что авторы этого ограничения выстрелили себе в ногу.



Сизифов труд



Дежавю усиливается от решения о сокращении времени продажи алкогольной продукции. На протяжении примерно трёх десятков лет это время, словно пружинный диспансер, то увеличивалось, то сокращалось, а пьянство и алкоголизм от этого никак не зависели. Но ведь бороться с пьянством вроде как нужно и федеральная власть, и общественность этого требуют. И тогда начинается эта игра в искоренение зелёного змия самыми простыми методами запрети и спи спокойно.



Но каков результат? Мы ведь в своё время пережили и чуть ли не сухой закон в середине 80-х годов прошлого столетия, когда водку продавали по талонам две поллитровые бутылки на человека в месяц. И что? Это привело только к процветанию подпольной продажи алкоголя, но не к сокращению пьянства. Был у нас и час волка. В начале 80-х годов прошлого столетия, как только часы на фасаде театра кукол в Москве пробивали 11 часов, и из своей ячейки появлялся желанный волк, исполняющий свою партию, мужское население бросалось к винным магазинам за долгожданной бутылочкой. Потом пришёл к власти Юрий Андропов, ужесточил дисциплину, но час волка отменил, её родимую стали продавать с 9 утра и, кроме того, появилась дешёвая андроповка, за что москвичи были безмерно благодарны новому генсеку.



С тех пор было много бесславных войн с зелёным змием, шарахаясь во все стороны. Как-то некоторые депутаты прежнего созыва, среди которых был и нынешний председатель Заксобрания Кон Ен Хва, поняли всю пагубность для предпринимателей и бюджета ограничений в продаже алкоголя и предложили продавать спиртное с 8 до 23 часов, а не с 11 до 20, как это было заведено в крае ранее. Как прагматичные предприниматели и государственные мужи, они подсчитали, что в год от ограничения времени продажи бюджет недополучает порядка 59 миллионов по налогу на добавленную стоимость и 85 миллионов по налогу на прибыль. В правовое поле не попадает около 240 миллионов рублей товарооборота и 50-60 миллионов чистого дохода в месяц. Зато подпольный рынок алкоголя процветает. Кроме того, то, что народ недополучает через магазины, он с успехов добирает через подпольный рынок, что иногда приводит к трагедиям. Так случилось у нас в бытность губернатора Константина Ильковского, когда в Красном великане суррогатным пойлом насмерть отравилось более десяти человек, оставив детей без родителей.



После этого ещё не раз депутаты принимали решение об оптимизации времени продажи алкоголя. Предыдущее их решение продавать алкоголь с 10 утра до 23 часов вечера. Но и этот регламент продержался недолго. От игры в бутылочку, как сказано выше, пьянства и алкоголизма в Забайкальском крае не уменьшилось, а стало больше, чем по стране. Так что ничего нового нынешние депутаты не придумали, а действуют, как мифический царь Сизиф, который был наказан античными богами тем, что катил огромный камень в гору, но как только достигал вершины, камень скатывался вниз.



Всё у вас от лености



Подобным шараханьям на алкогольном поприще сотни лет. Например, в 1623 году воеводы уральского города Верхотурье писали в Москву: Служилые люди, стрельцы, крестьяне всё пропивают, народ обнищал, надо бы кабак закрыть. На что царь Михаил Романов им ответил: Не радеете о нашем деле, вместо того, чтобы увеличить прибыль, хотите закрыть. Всё у вас от лености. Его внук Пётр 1, в свою очередь, радея о государственной казне, провозглашает свободу винокурения и облагает винокуров акцизом. Да и молодая советская республика после гражданской войны отменила сухой закон для увеличения поступлений в бюджет.



Что же делать? Снова от лености заниматься не настоящей борьбой с пьянством, а симулировать эту борьбу путём разных ограничений времени продажи и сокращения магазинов? И это в условиях, когда производство самогона не наказуемо, а самогонные аппараты свободно продаются в магазинах!



А можно что-то сделать практически? Вот попалась газетная заметка одного фермера, председателя общественного движения Федеральный сельсовет. Умно пишет мужик. У них в посёлке было принято решение запретить продажу алкогольной продукции, а то народ спивался. И вот что он пишет: Одними запретами тут действовать нельзя. Мы создали большой выбор мест работы. Действуют пекарня, мельница, кондитерская, различные фермы, детский сад и школа, активно работает женсовет. Придумали особую систему поощрений премию за трезвость. Она носит накопительный характер, составляет до 50% от зарплаты, но получает её человек раз в год. Если в течение года срывался, совершал прогул премии он лишается.



Думается, здесь очень важен в целом социальный фон. У нас ещё процветает безработица в сельской местности. Люди не могут достойно содержать свои семьи, поэтому утешение видят в алкоголе, делая при этом родственников ещё беднее. Недоступность быстрого медицинского обслуживания, особенно в сёлах тоже нередко приводит население в отчаяние. А четверть населения края, которое находится на грани бедности, чьи доходы равны или меньше прожиточного минимума это тоже сильный побудительный мотив к пьянству. Можно сюда добавить и недоступность для многих нового жилья, холод в квартирах зимой.



Как-то Владимир Путин в беседе с губернатором Владимирской области Александром Авдеевым предложил заменить запретительные меры борьбы с пьянством созданием условий для здорового образа жизни.



Предложение президента было сделано словно специально для чиновников Забайкальского края.

516

Оставить сообщение: